Школа №15
На главную На главнуюКонтакты КонтактыКарта сайта Карта сайта
Авторизация пользователейАвторизация пользователей
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Как готовить память к экзаменам

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.chel-15.ru -> Как готовиться к экзаменам
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Admin
Администратор сайта


Зарегистрирован: 12.02.2008
Сообщения: 21

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 10:26 am    Заголовок сообщения: Как готовить память к экзаменам Ответить с цитатой

О некоторых приемах, позволяющих лучше усваивать и запоминать материал, "Газете.Ru" рассказала московский психолог Ольга Юмашева.



-- Ольга Георгиевна, как устроена человеческая память и можно ли ей помочь вытащить в нужный момент нужную информацию?-- Как считают психологи, лишь 7% человеческого сознания лежит на поверхности. Хранящееся там относится к оперативной информации. Этими знаниями мы оперируем целенаправленно и осмысленно и в том числе при сдаче экзаменов. 93% нашего сознания – бессознательное, куда также входит информация, полезная для сдачи экзаменов. Это то, что в нужный момент, как говорится, "выскакивает само" и "неизвестно откуда".

-- Можно ли перевести "бессознательное" в "сознательное"?-- Да, и помогает это сделать ассоциативное мышление. Именно оно подсказывает нам связь между, скажем, словом мануфактура (я имею в виду предприятие, основанное на ручном труде и ремесленной технике) и латинским словом "мано" – рука. Очень большое значение здесь имеет общая эрудиция человека, не связанная напрямую с подготовкой к конкретному экзамену. Понятно, что сдать, скажем, экзамен по истории, искусствоведению или по истории культуры гораздо легче тому, кто ходит в музеи и у кого дома много альбомов по искусству. Увиденное накапливается в подсознании, а потом в нужный момент логическая цепочка замыкается, и выскакивает необходимая информация.

Только не подумайте, что вот так, "сам собой", "из ниоткуда", может "выскочить" и готовый пятерочный ответ на вопрос экзаменационного билета. Как следует подготовиться к экзамену можно только осмысленно, а для этого надо серьезно вкалывать. Процесс работы над изучаемым материалом сводится к двум главным составляющим, одной из которых, как это ни печально, является банальная зубрежка.

-- Разве ее не предали давным-давно публичной анафеме? Говорят, и методики какие-то новые появились…
-- Не верьте тем, кто говорит о вреде или неэффективности зубрежки. Уверяю вас: без зубрежки обойтись никак нельзя, что бы ни пришлось заучивать – математические формулы или законы Ньютона в физике, правила правописания в русском языке или иностранные слова, исторические даты или географические названия. Даже в литературе надо зубрить стихи и цитаты для сочинений, да еще со знаками препинания…

-- Есть ли какие-нибудь специальные приемы, помогающие запоминанию?
-- Да, и эту задачу нам помогает решать и наша зрительная, и слуховая память.

-- Как лучше использовать для подготовки к экзаменам зрительную память?
-- Взять, например, куски обоев и выписать на них то, что нужно запомнить (даты, формулы, стихи и т. д.), а потом вывесить в тех местах квартиры, где вы чаще всего бываете: на кухне, в своей комнате, в ванной.



Очень эффективным оказалось размещение подготовленных таким образом учебных материалов в туалете.


Был у меня такой случай: я посоветовала развесить такие бумажки девочке, которой предстояло сдавать экзамен по истории, а у нее были проблемы с запоминанием дат. Она вывесила их в туалете, и вскоре нужные даты выучили даже ее родители.

То же самое можно сделать на карточках. Скажем, с одной стороны иностранное слово, а с другой – его перевод и примеры употребления. Очень хорош этот метод для изучения грамматики как русского, так и иностранных языков.



Кроме того, карточки хороши тем, что их можно возить с собой куда угодно и заниматься даже в транспорте.


-- А слуховую?
-- Я советую читать вслух тексты из учебника и записывать их. А потом прослушивать на плеере. Этот прием имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, материал повторяется как минимум дважды: при чтении и при прослушивании (потом при желании можно прослушивать снова и снова). Во-вторых, слушать можно, занимаясь одновременно другими делами: в транспорте, в магазине, на кухне. В-третьих, вы получаете не только знания, но укрепляете свои навыки устной речи – особенно важно, если вам предстоит устный экзамен по этому предмету.

-- Ну уж говорить-то, наверное, все и так умеют...
-- К сожалению, нет. И это тоже сильно мешает при сдаче экзамена. Знаю немало случаев, когда учащиеся 11-го класса были неспособны просто пересказать учебник. Или случаи, когда злоупотребление молодежным сленгом принимало патологический характер, сделав невозможным общение в академической среде.

-- А как научиться запоминать правильное написание? Есть ли вообще разница при подготовке к письменным и устным экзаменам?
-- Принципиальной нет. Проблемы с запоминанием верного написания слов также решаются многократным повторением. Только в данном случае нужно каждый день писать диктанты. Писать, проверять, проговаривать, объяснять и исправлять ошибки, учить правила. Тогда можно преодолеть даже аграфию (врожденную неграмотность).

Очень продуктивно, кстати, заниматься с кем-нибудь вдвоем (только действительно заниматься, не отвлекаясь). Скажем, писать сочинения и по очереди проверять друг у друга ошибки и стиль.

-- Где гарантия, что полученные ценой бесконечной зубрежки знания не исчезнут на экзамене?-- Нет такой гарантии. Любой человек может забыть, что он учил. Это называется экзаменационный шок. Но и здесь есть противоядие. Это логическое мышление. И для того, чтобы оно заработало на полную мощь, нужна вторая составляющая процесса усвоения учебного материала, о котором мы говорили вначале. Новые знания должны укладываться в память с толком, упорядоченно, в увязке с остальными известными вам данными. Как это ни парадоксально, зубрежка ни в коем случае не должна быть механической. Вызубренные факты – только кирпичики, из которых вы должны построить общую картину, не забывайте об этом. Вообще, важно приучить себя сводить все полученные знания в систему.



Хорошо в этом плане написать шпаргалку (только брать ее с собой на экзамен не надо). Не надо в ней пересказывать учебник – только основные моменты темы.


О чем говорить на экзамене, раскрывая основные пункты получившейся схемы, вы вспомните. Главное, чтобы схема уложилась в голове, пусть (как вам может показаться) и без отдельных деталей. Ту же задачу хорошо решает составление сквозных таблиц – например, по правителям при подготовке к экзамену по истории.

И еще один очень важный момент в этой связи. Если, готовясь к экзаменам, вы встречаете непонятные слова, не стесняйтесь спрашивать, что они значат. Приставайте к родителям, учителям и не бойтесь показаться глупыми или необразованными.
Запоминать текст, не понимая его, крайне неэффективно.


Наоборот, незнакомые слова могут вам помочь, выполнив роль своеобразных "маркеров": узнав, что означает встреченное в тексте по литературе слово "лапидарный" или в историческом – слово "секуляризация", вы легко запомните и сам текст.


Последний раз редактировалось: Admin (Пт Ноя 14, 2008 10:30 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Admin
Администратор сайта


Зарегистрирован: 12.02.2008
Сообщения: 21

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 10:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Для того чтобы с наименьшими затратами сил и здоровья подготовиться к сдаче экзаменов, воспользуйтесь прероженными советами. Самое плохое время для подготовки - 2 часа ночи. Даже если вам покажется, что ночью учить лучше, сделайте в это время перерыв, так как все заученное в это время забудется уже к вечеру, а уж к экзамену наверняка.

Начиная подготовку, тщательно сверьте список вопросов со своими лекциями. То, чего в лекциях недостает, найдите в учебнике и отметьте, где и что находится. Можно будет хотя бы сразу открыть книгу и прочитать.

Необходимо четко знать особенности своей памяти. Кто-то способен заучивать механически, не вникая в суть, кому-то в первую очередь надо понять, что он пытается выучить. Конечно же, понимать в процессе подготовки к экзаменам уже некогда, но, как правило, именно в этот короткий момент наступает «прозрение».

Выучить все практически невозможно, поэтому помните: нельзя оставлять невыученными 1-2 вопроса, так как именно они и попадутся (по всем известному закону); нельзя выучить всего 1-2 вопроса, это практически 100%-ная гарантия, что они вам не достанутся. Если уж совсем нет времени на то, чтобы выучить, то хотя бы почитайте.

Не злоупотребляйте тонизирующими средствами (крепкий чай, кофе) - нервная система может не выдержать и дать сбой.

Старайтесь нормально питаться. Мозг в процессе интенсивной работы нуждается в дополнительном питании, особенно нужна ему глюкоза, ешьте побольше сладкого.

Накануне экзамена необходимо выспаться. Бессонная ночь перед экзаменом - это провал. Не принимайте успокоительного при сдаче экзамена. Это не успокоит, а лишь «отключит» те области памяти, которые могли бы вам помочь. Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов www.chel-15.ru -> Как готовиться к экзаменам Часовой пояс: GMT + 6
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Разработка сайта - веб-студия SoftDevelop Челябинск
Главная О школе Преподователи Новости Контакты